Урок 22 - Предельный падеж

Предельный падеж обозначает предел, до которого движется субъект или объект, а также предел времени, до которого происходит какое-либо событие. Предельный падеж отвечает на вопрос Meddig? (До какого места, до каких пор?) и образуется прибавлением к основе слова суффикса -ig:

a ház (дом) - a házig (до дома)
a metró (метро) - a metróig (до метро)
a megálló (остановка) - a megállóig (до остановки)
Budapest (Будапешт) - Budapestig (до Будапешта)
dél (полдень) - délig (до полудня)
öt órá (пять часов) - öt óráig (до пяти часов)

Также в предельном падеже употребляются наречия eddig (до этого места, до этих пор) и addig (до того места, до тех пор), например:

eddig az állomásig (до этой станции)

В Уроке №15 мы изучали падежи направления движения, в том числе падеж -tól/-től, показывающий движение от чего-либо. Этот падеж часто комбинируется с предельным падежом при ответе на вопрос Mettől meddig? (От чего до чего, от какого времени до какого времени?):

reggeltől estig - с утра до вечера
hattól nyolcig - от шести до восьми
Moszkvától Párizsig - от Москвы до Парижа
ettől a várostól addig a városig - от этого города до того города
Ответьте на вопросы:

Meddig tart a magyaróra? Meddig van a munkában? Mettől meddig tart a szabadság? Hány óráig néz tévét? Melyik állomásig utazik metrón? Hány óráig süt a nap most? Meddig van világos? Mettől meddig tart a tanév? Hánytól hányig dolgozik (tanul) ön?
Нужно сказать, что в венгерском языке довольно богатое словообразование. Например, суффикс -ság/-ség часто используется для образования абстрактных понятий, например:

jó (добрый) - joság (доброта)
szép (красивый) - szépség (красота)
becsületes (честный) - becsületesség (честность)
bátor (храбрый) - bátorság (храбрость)

Как и в русском языке в венгерском корни слов легко соединяются, образуя новые понятия:

állat (животное) + kert (сад) = állatkert (зоопарк)
kávé (кофе) + főző (варить) = kávéfőző (кофеварка)

Уже знакомое нам слово tan (учить) служит основой для множества других слов:
tanár - учитель
tanít - обучать
tanul - изучать
tanuló - ученик, учащийся
tanulatlan - необразованный
tanulmány - исследование
tanulható - учиться
megtanulható - выучиться
tankönyv - учебник
tanulékony - наученный, послушный
nyelvtan - изучать язык (грамматику)
hangtan - изучение звуков (фонетика)
számtan - изучение цифр (арифметика)
állattan - изучение животных (зоология)
növénytan - изучение растений (ботаника)
géptan - изучение машин (механика)
hittan - изучение веры (религиозное обучение)

Другой пример - глагол ad (дать), который путём добавления приставок образует множество новых глаголов:
átad - передать
bead - поддаться, сдавать
belead - затолкать
elad - продавать
előad - преподать, показывать (спектакль)
felad - задавать, сдаваться
hátraad - отдавать
hozzáad - добавлять
idead - давать
kiad - издавать lead - приводить, доставлять
odaad - раздавать, выдавать
összead - добавлять, складывать
ráad - привносить, придача
továbbad - передавать дальше
túlad vmin - дать возможность чего-либо
При помощи суффиксов -hat/-het образуются глаголы, выражающие возможность совершения какого-либо действия:

sétál (гуляет) - sétálhat (может гулять)
pihen (отдыхает) - pihenhet (может отдыхать)
úsz (плавает) - úszhat (может плавать)
sportol (занимается спортом) - sportolhat (может заниматься спортом)
jö (приходит) - jöhet (может приходить)
megy (ходит) - mehet (может ходить)

У этих глаголов нет инфинитива, вместо этого используется выражение lehet + инфинитив: lehet fürödni, jól lehet pihenni.

Следует помнить, что глагол с данным суффиксом выражает именно "возможность" делать что-либо, а не "умение" делать это:

olvashat (может читать) - tud olvasni (умеет читать)
úszhat (может плавать) - tud úszni (умеет плавать).


Уроки венгерского