Ласло Пастор


Pásztor László
14.06.1945 г.рожд.
гитара, вокал

1965-1972 - Neoton
1973-1976 - Neoton & Kócbabák
1977-1990 - Neoton Família
1990 - Új Neoton
Ласло с самого детства пел и писал стихи, а к 14-ти годам научился играть на гитаре. В 1965 году, будучи студентом Будапештского Университета, он вместе со своим другом Лайошем Галацем решил принять участие в творческом конкурсе, приуроченном ко Дню Санта-Клауса (4 декабря). Друзья собрали группу из пяти человек и назвали её "Neoton", по имени бренда чехословацкого производителя гитар, на которых тогда играли. (Иногда "Neoton" переводят как "новая мода" или "новый звук", иногда как "Ньютон", но и то, и другое по сути неправильно, так как ни с чешского, ни со словацкого языка слово "Neoton" не переводится "новая мода", а имя "Ньютон" на этих языках пишется как "Newton".) Помимо Ласло и Лайоша в их группе оказались также бас-гитарист Габор Кертис (Kertész Gábor), клавишник Паль Хэррэр (Herrer Pál ) и барабанщик Иштван Тот (Tóth István ). Студенты несколько дней готовили свой номер и в итоге заняли на конкурсе второе место. Коллектив у них получился очень душевный, и парни какое-то время выступали вместе. С того времени 4 декабря 1965 года считается Днём Рождения группы "Neoton". Ласло и не предполагал, что созданная им для студенческого праздника группа просуществует целых 25 лет и обретёт мировой успех.

По сути "Neoton" были одной из первых рок-банд Венгрии, из известных групп раньше их появились, пожалуй, только легендарные "Illés" (в 1957 году) и "Omega" (в 1962 году). В то время молодёжная среда бурлила новыми идеями и творческими поисками, поэтому состав команды, созданной Ласло и Лайошем, неоднократно менялся, и только два его отца-основателя неизменно оставались костяком коллектива. "Они ужасно робеют на сцене", – писал о них Молодёжный Музыкальный журнал в 1966 году. – "Как они с такой дрожью в коленках собираются покорять сердца слушателей?" В 1967 году клавишником группы стал Фецо Балаж (Balázs Fecó), в 1968 году пришёл барабанщик Ференц Дебрецени (Debreczeni Ferenc), в 1969 году бас-гитаристом стал Лайош Шом (Som Lajos). Все эти музыканты впоследствии стали легендами венгерской рок-сцены, а начинали они свой путь к успеху именно в группе Ласло Пастора. В 1968 году "Neoton" одержал победу в музыкальной телепрограмме "Ki Mit Tud?" ("Кто что умеет?") с композицией "Nekem eddig Bach volt mindenem" ("До сих пор для меня Бах - это всё"), затем последовал успешный сингл "Kell, hogy várj" ("Придётся подождать", 1969) и альбом "Bolond város" ("Глупый город", 1970). Ласло Пастор был автором всей музыки, а тексты для их песен сочинял знаменитый поэт-песенник Иштван Надь (S. Nagy István, 1934 г.рожд.), работавший также с Kovács Kati, "Omega", Koncz Zsuzsa, Zalatnay Sarolta, "Hungária", Máté Péter и другими известными венгерскими коллективами и певцами.

Творчество рождённого Ласло Пастором коллектива можно условно разбить на четыре периода: "становление" (1965-1973 годы), "развитие" (1973-1978 годы), "успех" (1978-1983 годы) и "коммерция" (1983-1989 годы). В период своего становления "Neoton" активно сотрудничал с другими венгерскими исполнителями, так, в 1969 годe выступали вместе с юной поп-звездой Клари Катона (Katona Klári), в 1970 году они были в туре с группой "Omega" и играли у них на разогреве, а в 1973 году выпустили совместный сингл с Юдит Сюч (Szűcs Judith). В том же 1973 году Ласло Пастор обратил внимание на женское трио "Kócbabák" и предложил их лидеру Иве Фабиан (Fábián Évá) выступить совместно на радио-конкурсе "Tessék választani!". Это выступление положило начало их продолжительному сотрудничеству и дальнейшему развитию. Незадолго до этого клавишником коллектива стал талантливый Дьёрдь Якаб (Jakab György), который принял активное участие в написании музыки для новых песен. Но автором главного хита группы тех лет "Vándorének" ("Поющий странник", 1976) был сам Ласло Пастор. Текст для этой композиции сочинила супруга Ласло - Эмеше Хатвани (Hatvani Emese), которая недавно родила свою первую дочь Патрисию и, сидя дома с ребёнком, имела много свободного времени. Впоследствии Эмеше стала постоянным автором их лирики; она работала психологом-педагогом, поэтому никогда не писала социально-ориентированные или протестные тексты, предпочитая позитивный романтический уклон. Впоследствии критики назовут её одним из лучших венгерских сочинителей. А Ласло продолжал оставаться одним из основных вокалистов группы, в частности, он украсил своим вокалом композиции "Párbeszéd" (1975, дуэт с Ива Фабиан), "Te vagy a minden" (1975), "Mondj egy jó szót" (1976), "Vándorének" (1976), "Ha zene szól" (1977) и многие другие.

Когда в 1977 году группа, переименованная в "Neoton Família", заключила контракт с Венгерской Звукозаписывающей Компанией MHV и попала под контроль Питера Эрдёша, Ласло Пастор очень быстро оказался в конфронтации с этим чиновником и был вынужден постоянно отстаивать свои лидерские позиции в коллективе. Так, на одном из первых прослушиваний Питеру очень не понравилась Ива Чепреги, и он потребовал заменить её, но Ласло встал на защиту Ивы и настоял на сохранении всей команды. Тогда Питер Эрдёш согласился оставить Иву Чепреги при условии, что она будет менее рассеянной, будет больше работать и будет брать уроки пения. В 1979 году Ласло также был категорически против исключения из команды Ивы Фабиан, к которой относился с особым уважением, но на этот раз воля куратора была непреклонной. Но окончательно расколол группу конфликт, возникший вокруг Ивы Паль, которая, по мнению Ласло Пастора, была лицом и фронтменом группы. После ухода Ивы Паль из группы в январе 1983 года лидерство Ласло Пастора окончательно завершилось, и он фактически отошёл на второй план, уступив ведущую роль троице Чепреги-Вегвари-Барач (Csepregi-Végvári-Baracs). Практически ко всем решениям, принимавшимся после этого в группе, он относился крайне скептически, что в итоге привело к развалу "Neoton Família" в 1989 году. Также параллельно работе в группе Ласло занялся другими музыкальными проектами, в частности, продюсировал талантливую венгерскую певицу Эрику Зольтан (Zoltán Erika).

После смерти Питера Эрдёша в 1990 году коллектив распался на два клана, во главе которых стояли Ласло Пастор и Ива Чепреги. Между ними даже был судебный процесс о праве использования названия "Neoton" в будущей деятельности, который признал их равные права на это название. После суда Ласло Пастор и его союзники - клавишник Дьёрдь Якаб и барабанщик Дьюла Бардоци, а также вокалистка Ива Паль - создали группу "Új Neoton" ("Новый Неотон"). В том же 1990 году они основали свой собственный музыкальный лейбл "Magneoton", директорами которого стали Ласло Пастор и Иштван Йоош (Joós István). На этом лейбле записывались Zoltán Erika, "Napoleon Bulvár", Róbert Gergely, "Edda Művek", "Rapülők", Jimmy, "Alvajárók" и множество других венгерских групп и исполнителей. К концу 1992 года Magneoton стал венгерским лейблом №1, и спустя год его приобрела международная звукозаписывающая компания Warner Music Group. В 1995 году их лейбл обзавёлся студией "Aquarium", которая на то время была самой современной студией звукозаписи в Венгрии. Также в конце 90-х под руководством Ласло Пастора и его супруги Эмеше Хатвани была создана группа "Neo Tones", состовшая из двух дочерей Пастора - Патрисии (Pásztor Patrícia, 1975 г.рожд.) и Номи (Pásztor Noémi Virág, 1983 г.рожд.) и сыновей Якаба и Бардоци - Дьёрдя Якаба (Jakab György) Младшего и Габора Бардоци (Bardóczi Gábor). Группа выпустила три альбома, на двух из которых были каверы известных хитов "Neoton Família".